В доинтернтетные времена вопрос решался очень просто - смотрелось-слушалось-читалось все, что приносили. Это работало одновременно как "социальный фильтр" и как источник общения - я мог ходить к одному приятелю за музыкой, к другому - за фильмами и к третьему за книгами. Сейчас все изменилось. Мне очень хорошо запомнился один дождливый день, когда я сидел дома перед ооочень длинным списком анимэ, рядом с которым был открыт (тогда еще) world-art и не мог решить чего именно мне хочется смотреть.
Если не паниковать и немного пожить с этим чувством, то постепенно начинают вырабатываться стратегии, которые позволяют не утонуть в океане информации, а при необходимости - поймать попутный ветер. У меня пока не сложилось никаких общих принципов - поэтому просто перечислю то, что придет на ум. Точнее, я хотел это сделать. Когда я начал перечислять свои инструменты поиска нового в сети - я понял, что 99% моих "новых стратегий" - это хорошо забытое старое. У меня они свелись к категориям, которые я условно назвал "социальный фильтр", "копать вглубь", "довериться случаю", "искать алмазы на обочине" и "думать руками".
читать дальше в wordpress'e
- социальный фильтр
"Социальный фильтр" работает и сейчас - в частности сейчас я смакую, подсказанную незабвенной Мастером Ли
Что касается Вашего покорного слуги - он старается избегать "тысячников" (есть несколько исключений) и блогов, которые нацелены на рекламу или большую аудиторию. Такие блоги, как и различные "коммьюнити-2.0", как правило не приносят ничего кроме информационного мусора.
Это то, за что я люблю большие файлохранилища вроде ex.ua, в которых файлы группируются по авторам. Задав в качестве общего поиска понравившийся альбом - к примеру "Zen and Art of Relaxation" можно посмотреть музыкальные коллекции человеков, которые его выложили и найти, например, очень уютный и китайский Peng Yaping's Special Album in Lute - сегодня он сделал уютным хмурое и влажное утро. И послужил исходной точкой для данной заметки.
- копать вглубь
Еще один метод - "Копать вглубь". Мне всегда интересно докапываться до подробностей - и смотреть куда приведет такой поиск. Например, узнав, что Финчер снимает сейчас римейк какого-то шведского фильма, я начал искать этот фильм и в итоге добрался до шикарного Стига Ларссона и его "Девушки с Татуировкой Дракона". Это очень хороший метод - современная сеть как раз на него и заточена. Почти всегда можно узнать какая музыка была саундтреком в понравившемся фильме, по какой книге он снят или наоборот - что было снято по данной книге и чего еще написал-снял данный автор-режиссер. Главное не заигрываться. Кроме того, существуют исключения, например, я до сих пор не могу найти саундтрек к "Безумному детективу" Джонни То. Если понравился автор - стоит посмотреть, что он еще написал и что еще переводил переводчик, который его перевел, если понравился фильм - стоит поискать что еще снимал его режиссер и так далее. Недостаток метода в том, что должна быть изначальная зацепка - ниточка, за которую можно вытянуть весь клубок.
- довериться случаю
У Антона Кротова (интересно, помнит кто-то сейчас про такого человека?) есть хорошая максима: "Если рациональные методы не работают, нужно полагаться на иррациональные". Это очень хорошая стратегия, хотя у меня она работает скорее косвенным способом.
Тут главное не терять внимания и не лениться ухватывать пролетающие мимо кусочки информации, которые могут привести к чему-нибудь интересному. А дальше - начинает работать метод "копать вглубь".
Я бы сказал, что внимание к тому, что пробегает мимо нас ежедневно как раз и является поставщиком "ниточек" и "зацепок" для дальнейшего раскапывания. Правда опять-таки - есть риск переборщить и завалить себя огромным массивом зацепок, который так и не будет разработан и осядет в архивах мертвым и бесполезным грузом. Я бы сказал, что тут нужен критерий отбора - который позволит сразу определять что интересно, а что нет - и у каждого человека такой критерий будет своим.
Бтв, еще очень давно в Компьютерре - когда я читал ее через 56к модем, а она не выродилась в то интеллектуальное убожество, которым является сейчас, мне попалась заметка, в которой человек жаловался на изобилие современных книг и предлагал вести отбор полуслучайным способом - взяв книгу наугад начинать читать ее с середины и, если понравится - выбрать ее в качестве чтения. Он это обосновывал почти научно - увы уже не помню как.
Аналогичная заметка была на Вебпланете, но уже о музыке. Человек рассказывал, что он перестал ориентироваться на хит-парады и социосети, а вместо этого слушает онлайновые радиостанции и отмечает то, что ему нравится.
- искать алмазы на обочине
А вот эта стратагема пожалуй ближе всего к критериям отбора и к выбору направления поиска. Уже не помню по какому случаю я когда-то заметил, что алмазы нужно искать именно на обочине - на голом шоссе они уже давно подобраны и разобраны.
Мне интересно заглядывать в дебри "обочины" и откапывать там какие-нибудь неклассические и необщеизвестные вещи. Кстати, именно поэтому я люблю артхаус, восточное кино и, немного раньше, подсел на анимэ и мангу (когда они еще не были общеизвестны у нас).
Если говорить о музыке - не могу не поделиться замечательным музыкальным подкастом - Dark Side of the Moon. Его тематика как раз попадает в категорию алмазов на обочине, плюс мне очень нравится его формат. Благодаря ему мой плейлист в последнее время пополнился такими приятными открытиями, как All India Radio и Phaeleh. Кстати, все никак не возьмусь за новый альбом Scorn.
- думать руками
У Тринга и Лейтуэйта был такой термин "умение думать руками". Очень часто, вместо прикидок в уме, проще построить и "пощупать" какую-то модель - а она или выведет на готовое решение или даст подсказку, которая сдвинет мысль с "мертвой точки".
Это работает и для поиска информации - вместо того, чтобы искать что-то абстрактно-виртуальное, можно пойти в магазин. Книжный. Букинистический. Аудио. Эзотерическую лавочку. Походить среди полок. Полистать книги. Посмотреть обложки альбомов. Побродить среди книжных развалов на Куликовом поле. "Тактильность", как это ни странно, может подсказать кучу интересных решений.
В качестве иллюстрации - у Бибисевы была недавно зарисовка на тему того, что британские книжные магазины оказались в кризисе в том числе и потому, что народ приходя в них в основном листает книги и выкачивает понравившееся из сети.
Интересно, что перечисленные стратегии работают не только и не столько независимо (хотя при желании их можно использовать как отдельные инструменты), сколько укладываясь в некоторую систему - "думать руками", "полагаться на случай" и "социальный фильтр" поставляют зацепки для "копать вглубь", а "поиск алмазов на обочине" задает критерии и общее направление поиска.
Еще у меня есть что-то вроде брандмаэура или файрволла - который фиксирует некачественную или лживую информацию и либо отсеивает ее на входе (например, я не читаю книг об НЛП), либо включает "поправку на ветер" (например, читая мемуары человека я почти автоматом учитываю время и настроение под которое такие мемуары писались). Но это уже другая история.