Сказка о замке
В давние времена жил народ с информационной проблемой. В центре их страны стояло величественное строение. Под его сводами находилась их великая Комната Писаний. В этой комнате находилась куча клочков бумаги, каждый размером с детскую ладонь. Время от времени ученый входил в этот храм, чтобы предложить знание. Совет писцов оценивал, стоящее ли оно. Если да, они вписывали его на один из клочков бумаги и торжественно бросали его наверх кучи.
Время от времени некоторые трудолюбивые ученые приходили, чтобы найти знание – покопаться в этой куче в поисках нужного клочка. Некоторые, опытные в подобных поисках, могли найти определенный клочок не более чем за месяц. Писцы всегда были рады исследователям – они были так редки.
Мы, современные люди, можем понять их проблему: в беспорядочной куче каждый добавляемый клочок хоронил под собой остальные (как на многих рабочих столах). Каждый клочок был отдельным, не связанным с другими и добавление ссылок дало бы мало помощи, когда нахождение клочка занимает месяцы. Если мы используем такую кучу, чтобы хранить информацию, наши обширные, детализированные писания по науке и технике были бы почти бесполезны. Поиски занимали бы годы и целые жизни. Мы, современные люди, имеем простое решение: мы складываем страницы в порядке. Мы помещаем страницу за страницей, чтобы образовалась книга, книгу за книгой, чтобы заполнить полку, и заполняем здание полками, чтобы получить библиотеку. Со страницами все в порядке, мы можем найти их и следовать ссылке более быстро. Если бы те писцы использовали ученых, чтобы сложить клочки по теме, то поиски бы стали легче. Однако, когда у них были стопки по истории, географии и медицине, куда следовало бы положить клочки по исторической географии, географической эпидемиологии и медицинской истории? Куда следовало бы им положить клочки по “Истории распространения Великой Чумы”?
Но в нашей воображаемой стране, писцы выбрали другое решение: они послали за волшебником. Но прежде они свободно пустили ученых в Комнату с иглами и нитями, чтобы пропустить нити от клочка к клочку. Нити одного цвета связывали клочок со следующим в серию, другой цвет вел к ссылке, еще один - критическим замечаниям и т.д. Ученые плели сеть из связей, представленных сетью ниток. В конце концов волшебник пропел заклинание и весь беспорядок поднялся медленно в воздух и стал плавать как облако в этом величественном здании. После этого, ученому, держащему клочок, нужно было только потянуть за ниточку, чтобы заставить связанный клочок прыгнуть ему в руки. И нити, волшебным образом, никогда не запутывались.
Теперь ученые могут соединить “Историю распространения Великой чумы” со связанными клочками по истории, географии и медицине. Они могут добавить все примечания и тексты, которые хотят, связывая их наиболее удобным образом. Они могут добавить клочок со специальным индексом, способный принести в руку все, что в нем перечисляется. Они могут поместить связи куда угодно, куда они хотят, сплетая сеть знания так, чтобы она соответствовала связям в реальном мире. Мы, с нашими инертными кипами бумаги, можем только им завидовать – если бы у нас не было компьютеров.
(c) Эрик Дрекслер